Теперь ясно, какие ошибки Семак допустил в Минске. Разбор матча на «Петровском»
Всё-таки кадры решают если не всё, то многое. Главной ошибкой Сергея Семака в минском матче стала замена обоих плеймейкеров команды Паредеса и Нобоа. Вместо них в центре поля расположились Эрнани, Кузяев и Краневиттер. Без игроков основы «Зенит» потерял в продвижении мяча вперёд – Нобоа с Паредесом обеспечивали и первый пас, и выход из-под прессинга, и быструю доставку мяча к штрафной через лонгболлы. В Минске у команды не получалось ничего из вышеперечисленного. В Петербурге вышел боевой состав. Вместе с ним ушли и ошибки.
Голодные уничтожают сытых. Классический футбольный сценарий в Минске
Историческое поражение «Зенита» на конкретном примере.
Значимость глубинных плеймекеров
«Они выигрывали подбор, Дзюба выигрывал верх – поэтому «Зенит» победил. Мы были готовы к тому, что они поставят Ерохина и Дзюбу. Думал, что будет в старте и Заболотный», — сказал после матча Сергей Гуренко. Главный тренер «Динамо» отреагировал на возвращение двух восьмёрок «Зенита» расстановкой 5-2-2-1 без мяча. В центре поля динамовцы зажимали в квадрат и лишали возможности принять мяч Паредеса и Нобоа. Центральных защитников питерцев белорусы при этом не прессинговали.
В развитии атак Сергей Семак не стал отвоёвывать пространство в насыщенной белорусской командой средней трети и сделал акцент на фланговую игру. В первом тайме Паредес был практически полностью выключен из билд-апа «Зенита» а вот Нобоа опускался в глубину и старался открыться в левом полуфланге. Так у эквадорца появлялось несколько секунд для принятия решения по дальнейшему продвижению мяча вперёд – более чем достаточно для глубинного плеймейкера такого класса. В полуфланге Нобоа имел несколько вариантов продолжения атаки – либо вертикаль на Ерохина по флангу, либо короткий розыгрыш мяча с Набиуллиным для улучшения позиции, либо диагональ к штрафной соперника на Дзюбу.
Ни Паредесу, ни по большей части Нобоа не давали спокойно принимать мяч в средней зоне при позиционной атаке «Зенита», а обеспечить этих игроков доступом к мячу было необходимо. Этому помогло то, что команда Семака значительно прибавила в движении без мяча на чужой половине поля по сравнению с матчем недельной давности. Динамовцы оказались не готовы к такому активному прессингу в исполнении хозяев. В первом матче Краневиттер часто выбрасывался на владеющего мячом игрока без подстраховки. В ответной игре пара Нобоа — Паредес вовремя включалась в прессинг. Зенитовцы старались перекрывать траектории передач таким образом, чтобы гости не могли воспользоваться численным превосходством на своей половине поля и безадресно расставались с мячом. Большую роль в возврате мяча при его потере сыграл Эрнани – только за первый тайм игрок 4 раза вернул владение своей команде на чужой половине поля.
Главная сила Нобоа и Паредеса, ради которой команда старалась освободить этих игроков от опеки, – возможность отдать острую передачу из глубины поля. По первым турам РПЛ «Зенит» активно использовал средние диагонали на фланг со смещением инсайдов. Ложным движением инсайдов освобождалось пространство для рывка крайнего защитника по флангу. Когда всё же восьмёркам «Зенита» давали возможность принять мяч и оценить ситуацию на поле, Паредес и Нобоа демонстрировали навык первого паса и находили фулбеков своей команды. У гостей сразу возникали проблемы – такой розыгрыш привёл к фолу на Набиуллине и первому голевому штрафному хозяев.С экспериментальным составом такие уже ставшие системными розыгрыши «Зенит» проводить не мог.
Работа над движением без мяча и габаритный форвард в старте
Как и в первом матче, «Зенит» продолжил насыщать зону мяча в позиционной обороне, только в ответной встрече команда Семака опустила свой блок в начало средней трети. Динамовцы выходили из-под прессинга диагоналями на противоположный фланг, где создавались изоляции для Бегунова, но теперь «Зенит» имел как минимум одного игрока, готового бороться с фулбеком «Динамо» за верховой мяч. Учитывая габариты Бегунова, это была не самая сложная задача.
«Дурак» и «предатель». Дзюба — лучшее, что есть в нашем футболе
8:1 с минским «Динамо» — это в первую очередь Артём, а потом уже «Зенит» и Семак.
С Дзюбой в составе логичнее, чем в первом матче, смотрелась и ставка питерцев на лонгболлы. Расчёт Гуренко заключался в том, чтобы провоцировать «Зенит» на длинные забросы от центральных защитников и снимать подборы в зоне перед штрафной, где динамовцы имели численное преимущество. Проблема в том, что с выходом в стартовый состав Дзюбы «второй этаж» не только остался за «Зенитом», он стал управляемым. В первом матче с верховыми единоборствами успешно справился, как минимум навязывая борьбу и обеспечивая спорный мяч, португальский защитник минчан Роша. За игру он поучаствовал в 17 верховых единоборств – в два раза больше, чем у идущего следом за ним Швецова, – и вышел победителем практически во всех из них. Поэтому в ответном матче Дзюба старался насыщать зону других защитников, игнорируя правый фланг атаки своей команды. К тому же из центральной позиции было удобнее сбрасывать мяч в обе стороны под смещавшихся в центр Эрнани и Ерохина. А с подключавшимся по флангу во время полета мяча Набиуллиным в финальной трети и вовсе образовывалось численное равенство.
Сила «скамейки»
В белорусской высшей лиге «Динамо» не привыкло к постоянному трудоёмкому движению без мяча, поэтому некоторые игроки начали выпадать из игры практически с самого начала второго тайма. Особенно трудно приходилось центральным полузащитникам гостей, которые за первые 10 минут второго тайма несколько раз оставили без опеки Нобоа в финальной трети. Сергей Гуренко принял решение уплотнить центр выходом Никиты Капленко, ещё одного полузащитника оборонительного плана. С 60-й минуты «Динамо», и без того редко переходя свою половину поля, перестало думать об атаке окончательно, село в низкий блок и отдало среднюю треть поля «Зениту». Не помогло вытеснить из неё гостей даже удаление Паредеса.
Единственное интересное решение в атаке от «Динамо» заключалось в забегах с мячом на 10-15 метров Никиты Корзуна. В Киеве Никита добавил в массе и улучшил координацию, научившись грамотно закрывать корпусом мяч и подставляться под соперника. Без главного связующего линий «Динамо» Николича атака команды обеднела, и такое продвижение мяча Корзуна с фолом, напоминавшее попытки в американском футболе, добавляло ей хоть какое-то разнообразие.
«Зенит» же продолжал работать по стартовому плану, а в последние полчаса основного времени Семак пошёл ва-банк. Дриусси заменил Эрнани для того, чтобы растянуть центр поля динамовцев. Техничный аргентинец своим движением вытягивал на себя кого-то из трёх опорников гостей, отыгрывался со своим фулбеком и либо продвигался с мячом в центр для подключения к атаке другого фулбека, либо открывался в полуфланг. Свободный полуфланг образовывался за счёт широкого расположения крайних защитников «Зенита» и концентрации высокорослых игроков «Зенита» ближе к дальней штанге – таким образом они отвлекали внимание всех центральных защитников «Динамо».
Сейчас довольно редко можно встретить двух нападающих, дублирующих одни и те же функции на поле. Заболотный вышел не вместо Дзюбы, занял его же позицию и выполнял те же действия – отыгрыш верхового мяча в зону перед штрафной или его сброс на набегающих в штрафную партнёров. Однако вместе с выходом Заболотного у Дзюбы наконец появилась возможность самому воспользоваться «чистым» мячом после такого же сброса. И он не подвел.
В дополнительное время было слышно, как Сергей Гуренко заставлял свою команду искать варианты для передачи вперёд, но «Зенит» по-настоящему завёлся и предложил сопернику неадекватный для конца второго часа игры темп. Активный прессинг на чужой половине поля и движение Дриусси, раз за разом разбивавшего тройку полузащитников «Динамо», помогло замаскировать удаление Паредеса. Игроки «Динамо» потеряли плотность второй линии обороны, сконцентрировавшись в трёх центральных вертикалях. Дополнительная нагрузка крайних защитников белорусов, уже не покидавших последнюю линию, вводом в игру Мака и Смольникова оправдала себя. Если Смольников как обычно был больше нацелен на рывок к лицевой по прямой и навес в штрафную, то Мак расположился практически у края поля, чтобы получать достаточную дистанцию для набора скорости. За отведённое ему время словак провёл три микроматча с уставшим Бегуновым, и все они закончились проникновением мяча в штрафную. Один из них привёл к победному пенальти.
Вчера против «Динамо» вышла команда, которая справедливо считается одним из главным фаворитов РПЛ в этом сезоне. Семак за короткий срок не только поменял команде игровой рисунок, но уже успел войти в историю – «Зенит», исправив ошибки первой игры, стал первой российской командой, отыгравшейся в еврокубках после поражение в четыре мяча.
За счёт «Газпрома». В победе «Зенита» над «Динамо» нет чуда
Оценивайте матч объективно.
Источник: championat.com